Эрготерапия
Эрготерапия – это раздел клинической медицины изучающий методы и средства направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. «Эрготерапия - наука о жизни пациента». Терез Джексон (1998).
У ВСЕХ людей есть ОДИНАКОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, но у каждого есть РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Потребности:
В повседневной деятельности
• Мероприятия по личной гигиене (умывание, чистка зубов, уход за волосами, использование туалета и т.д.)
• Одевание, прием пищи, соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья, возможность быть мобильным в обществе, удовлетворение сексуальных потребностей.
В работе и продуктивной деятельности
• Выполнение домашних обязанностей (уборка квартиры, приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в квартире)
• Забота о других людях
• Возможность обучаться чему-либо новому
• Исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск работы, выполнение работы и т.д.).
В активности в игре, отдыхе и увлечениях
• Возможность выбора игры, отдыха, увлечений
• Возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Эрготерапия как самостоятельная область медицины сформировалась после второй мировой войны и перешагнула пределы психиатрической помощи. Все началось, когда домой с фронта стали возвращаться искалеченные солдаты, нуждающиеся в лечении адаптации. Они с нуля обучались самым элементарным навыкам, без которых не обойтись в повседневной жизни - самостоятельному умыванию и одеванию, удерживанию вилки, наведению чистоты в доме и т.д.
Тогда и появилась эрготерапия, призванная не только восстановить двигательную способность, но и помочь реализоваться желанию восстановить утраченные умения и получить возможность на равных общаться с окружающими, веселиться и проявлять заботу к близким людям.
Ни для кого не секрет, что эмоциональный упадок и уныние, которые одолевают чувствующего свою беспомощность в простейших вещах человека, часто приводят его к пассивности, зависимости, что вовсе не способствует выздоровлению. Для изменения этой ситуации и разрабатывалось такое направление как эрготерапия.
Цель эрготерапии – максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни. Независимо от того, какие у него нарушения или ограничения участия в жизни общества.
Кто же такие «эрготерапевты»?
Эрготерапевт - помогает нездоровым, имеющим трудности связанные со здоровьем, а также отстающим либо имеющим особенности в развитии взрослым и детям обрести максимум самостоятельности и повысить качество своей повседневной жизни. Эрготерапевт выполняет вместе с пациентом комплексы различных упражнений, вырабатывая оптимальные схемы поведения в любых жизненных ситуациях.
Эрготерапевты «тренируют» человека к тем видам деятельности, которые необходимы ежедневно, используя знания нескольких специальностей:
-медицины
-педагогики
-психологии
-социальной педагогики
-физической терапии (ЛФК)
На что направлены занятия эрготерапией?
- улучшение и формирование акта жевания и глотания
- развитие мелкой моторики рук
- увеличение объема движений верхних конечностей
- нормализация позно-тонических реакций (ослабление спастического напряжения отдельных мышечных групп)
- стимуляция произвольных движений руками: сгибательно- разгибательных, приводящих и отводящих движений (способность дотянуться до предмета, способность захватить предмет, способность удерживать предметы и выпускать предметы из рук)
- упражнения на развитие подвижности, мышечной активности, выносливости, силы и улучшение чувствительности
- тренировка по поддержанию подвижности суставов
- тренировка навыков самообслуживания (прием пищи, соблюдение личной гигиены, навыки одевания и раздевания)
- развитие зрительно– моторной координации
- обучение перемещению (пересаживание на стул, вставание с кровати)
- тренировка передвижения (самостоятельно, на коляске, с ходунками, по лестнице)
- социальная интеграция
- развитие коммуникативных навыков
-сенсорная интеграция (способность к адекватной обработке информации получаемой от органов чувств, обеспечивающей организму отражение объективной реальности и ориентирование в окружающем мире).
- стимулирование мотивации к занятиям
- метод зеркальной терапии и метод иммобилизационной терапии: «Рукав Таубе» (при гемипаретических формах ДЦП, а также последствиях ОНМК).
Ведущая занятий